Меню

Логопедическая работа при стертой дизартрии

Автор: Хужахметова Эльвира Маратовна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №6» , Республика Башкортостан г. Стерлитамак.  Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками со стертой формой дизартрии.2.3. Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии…………….21. 2.4. Логопедический массаж и мимическая гимнастика  При обследовании у логопеда, у детей в возрасте 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы4.4. Обследование звукопроизношения детей со стертой дизартрией 123. Выводы 132. Учебные вопросы и задания 133.  Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в

1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 23 ^ ГЛАВА III
Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией
Дизартрия — это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное не­достаточностью иннервации мышц речевого аппара­та: дыхательного, голосового, артикуляционного. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. Структуру дефекта при дизартрии составляет нарушение всей произносительной сторо­ны речи и внеречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных представлений и др. Структура дефекта в специальной литературе доста­точно изучена.
Широко представлены в медицинской литературе и вопросы лечения данного контингента детей. Са­мые тяжелые степени дизартрии встречаются у детей с ДЦП. Менее выраженные степени дизартрии на­блюдаются у детей с ЗПР, умственно отсталых. Лег­кие степени дизартрии (МДР — минимальные дизартрические расстройства) встречаются очень часто у детей с ОНР (50-80%); у детей с ФФН (30-40%); у некоторых детей с первоначальным диагнозом «сложная дислалия» в результате тщательного обсле­дования выявляется стертая дизартрия (10%).
В школьном возрасте стертая дизартрия проявля­ет себя не только в устной (невнятная, нечеткая), но и в письменной речи. Характерными дисграфическими ошибками на письме являются пропуски и замена гласных букв, пропуски согласных букв при стечении в слове нескольких согласных, недописывание окон­чаний. Эти ошибки обусловлены недостаточно чет­кой артикуляцией гласных, которые и в устной речи произносятся редуцированно. Помимо этих ошибок, встречаются и графические ошибки, в основе кото­рых лежит неполноценность оптико-пространствен­ных представлений.
Стертая дизартрия (легкая степень дизартрии, МДР — минимальные дизартрические расстройства) в логопедической практике — одно из самых распро­страненных и трудно поддающихся коррекции нару­шений произносительной стороны речи. Г. Гутцман впервые выделяет среди детей с полиморфным нару­шением звукопроизношения категорию детей, у ко­торых выявляется стертость артикуляции и у которых процесс коррекции звукопроизношения крайне за­труднен. В дальнейшем Правдина-Винарская и Эйдинова анализируют случаи нарушения моторики. Аб­бревиатура «МДР» введена Г.В. Чиркиной и И.Б. Ка­релиной для обозначения малой (стертой) степени дизартрии. Легкую «стертую» дизартрию выделяют Правдина и Мелехова при обследовании детей со сложной дислалией. Ими выделены функциональная, механическая дислалия, а также органическая цереб­ральная дислалия, которые в дальнейшем стали от­носить к легкой дизартрии и называть стертой ди­зартрией. Авторы отмечают, что при органических церебральных нарушениях звукопроизношения (стертой дизартрии) наблюдается недостаточная под­вижность отдельных мышечных групп речевого аппа­рата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие пора­жения тех или иных отделов нервной системы. Изу­чая анамнез детей со стертой дизартрией, Мастюкова, Лопатина, Архипова, Карелина и др. выявляют следующие факторы: неблагоприятное течение бере­менности; асфиксия; низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении; наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни диагноза ПЭП — перинатальной энцефалопатии.

Тема моей курсовой работы " Методика логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии ".

В младенческий период — с 0 до 1 года — пато­логическая доречевая симптоматика не выявляется в психомоторном развитии, т. к. до настоящего време­ни не введено в практику скрининговое обследова­ние психомоторных функций детей. И, как следст­вие, не проводится психолого-педагогическое и коррекционно-логопедическое сопровождение детей младенческого возраста с ПЭП.
Вышло учебное пособие по логопедической рабо­те с детьми раннего возраста, где предлагаются скрининговые методики обследования младенцев. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. — М., 2006.
касаясь ею пола, поднимаются на носки. Лучше удерживают равновесие, стоя на правой ноге. Испы­тывая трудности сохранения равновесия (преимущественно стоя на левой ноге), пытаются удерживаться руками за спинку рядом стоящего стула.
2. Тест на динамическую координацию движений. Выполнение динамического теста показывает, что более чем в трети случаев дети осуществляют бросок мяча в цель не «с развернутого плеча», без замаха, а снизу. При этом в момент броска одной рукой другая напряжена и приведена к телу. Количество попада­ний мячом в цель значительно больше при выполне­нии движений правой рукой. В большинстве случаев успешное выполнение теста для правой руки осуществляется с первой попытки, в то время как для левой — со второй и третьей.
Большинство детей со стертой дизартрией спо­собны с места, без разбега перепрыгнуть через натя­нутую веревку. В то же время задание не всегда вы­полняется с первой попытки. Когда тест выполня­ется со второй или третьей попытки, отмечается задевание веревки при прыжке ногами, приземление на пятки. В единичных случаях были зафиксированы падение или касание руками пола после прыжка и не перепрыгивание, а перешагивание через веревку.
Выполнение тестовых заданий на исследование динамической координации движений характеризу­ется недостаточно согласованной деятельностью раз­личных мышечных групп, «толчкообразностью», неловкостью выполняемых движений.
3. Тест на исследование скорости движений. Вы­полнение задания на исследование скорости движе­ния показывает, что больше половины детей затруд­няются сесть на пол и встать без помощи рук. В ос­новном задание выполняется в замедленном темпе. Дети способны сесть на пол без помощи рук, но не могут без этой помощи подняться. Они опираются либо на одну, либо на обе руки. Менее чем в поло­вине случаев детям доступно быстрое и правильное выполнение этого задания с первой попытки без по­мощи рук. Невозможность выполнения этого теста отмечалась в единичных случаях. Характер выполне­ния детьми задания подтверждает недостаточную сформированность динамической координации дви­жений и двигательной маневренности, обнаружен­ную при выполнении других тестов.
4. Тесты на двигательную память. Тест на двига­тельную память, в котором движения эксперимента­тора программируют последовательность их выполне­ния и одновременно оказывают сбивающее воздейст­вие, вызывает значительные трудности у большинства детей. При воспроизведении движений наблюдается замедление их темпа или, наоборот, ускорение. Сбои в двигательной программе начинаются уже с третьего или даже со второго движения, при этом отмечаются трудности перехода от одного двигательного элемен­та к другому. Безошибочное выполнение этого теста с первой попытки зафиксировано лишь в единичных случаях.
5. Тест на одновременность движений. Наиболь­шую трудность для выполнения вызывает тест на од­новременность движений. Одновременное выполне­ние движений для обеих конечностей наблюдается у незначительного количества детей. Чаще отмечаются либо выраженные трудности выполнения этих дви­жений (преимущественно для левой руки), либо раз­новременное их выполнение. За время, отведенное на выполнение задания, большинство детей более трех раз изменяют темп наматывания нити, при этом темп выполнения этого движения не соответствует темпу ходьбы.
6. Тест на выявление синкинезий (т. е. содруже­ственных, лишних движений). Тест на отчетливость движения выполняется более успешно. Подавляющее количество детей выполняют его в достаточном тем­пе (для обеих конечностей) без возникновения синкинезий. В то же время зафиксированы случаи вы­полнения движений в замедленном темпе, с наруше­нием амплитуды (преимущественно для левой руки), с напряжением пальцев при удержании карандаша, с многочисленными синкинезиями: движениями губ, высовыванием языка, наклонами головы вперед и др.
Эти тесты направлены на выявление зрелости уровневой организации движений по Н.А. Бернштейну. Исследования Лопатиной подтверждают, что у детей со стертой дизартрией почти по всем уровням (по Бернштейну) отмечаются отклонения от нормативов в психомоторике. Выявляются нарушения функции статического равновесия (уровень А), динамической координации (уровня В), нарушения темпа и ловкос­ти движений (уровень В и С); снижение двигатель­ной памяти (уровень D ). Эти исследования не только раскрывают механизм нарушения и структуру дефек­та при стертой дизартрии, но и определяют новые направления в психолого-педагогическом, медицин­ском и логопедическом аспектах воздействия, на­правленные на коррекцию психомоторики детей.
Исследование неврологического статуса детей со стертой дизартрией выявляет определенные отклоне­ния в нервной системе, проявляющиеся в форме не­ярко выраженного преимущественно односторонне­го, гемисиндрома. Паретические симптомы наблюда­ются в артикуляционной и общей мускулатуре, что связано с нарушением иннервации лицев

148. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии: Автореф.дис. канд.пед.наук.

Курсовая работа. по логопедии на тему: Методика логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Рязань, 2009 год.4) Методы логопедического воздействия при фонетических. нарушениях у детей со стертой дизартрией. 5) Основные направления коррекционно – логопедической работы. 4 апреля 2015

Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии.  Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детейс церебральным параличом — Хрестоматия по логопедии.

Важным фактором в работе с детьми со стертой степенью дизартрии является формирование четких статико-динамических ощущений  Литература: 1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии.–Анамнез детей со стертой формой дизартрии отягощен. Большинство детей до 1-2 лет наблюдались у невропатолога, в дальнейшем  Логопедическая работа с детьми-дизартриками базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах

Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. 9 октября 2009

Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии. Рязань, 2009год.Иногда речь детей со стертой дизартрией захлебывающаяся.  Логопедическая работа с ребятишками, у которых выявлена стертая дизартрия, должна быть систематической.