Меню

Прием умолчания у чехова

Поисковый запрос: (<.>K=прием умолчания<.>)  52-56 Кл.слова (ненормированные): Искусство -- обучение школьников -- прием молчания -- прием умолчания.Едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры.  Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский). Умолчание.УМОЛЧАНИЕ. УМОЛЧА́НИЕ - стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком

Стилистический приём умолчания и его реализация в масс-медиальном дискурсе
1. Понятие и характеристика масс-медиального дискурса
1.1 Место масс-медиального дискурса в современной системе языка
Средства массовой информации с помощью тщательно подобранных речевых единиц влияют на установление норм, определяют и формируют систему ценностей, мировоззрение и взгляды, учат поведению в определенной ситуации. Исходя из этого, ученые говорят о развитии нового информационного типа общества. Одной из основных проблем современного общества является проблема восприятия, понимания и интерпретации полученной информации. Многочисленные исследования в таких областях как лингвистика, социология, политология посвящены решению данной проблемы. Изучение того, каким образом масс-медиа воздействует на сознание и поведение человека, представляет большой интерес. Исследование масс-медиального дискурса наглядно демонстрирует возрастающее воздействие масс-медиа за счет интерпретации событий, трансформации передаваемой информации.
Активное освещение политической ситуации в международных и местных средствах массовой информации повышает к ней интерес носителей языка различных лингвокультур. Современная лингвистика поднимает разнообразные проблемы, среди которых: взаимодействия адресанта и адресата, дискурса и власти, тем самым пытаясь ответить на вопросы о роли языка в постоянной борьбе людей за власть и влияние, в том числе языка СМИ. Социальная, экономическая и политическая ситуация в государстве создает определенные условия успешного или неуспешного протекания масс-медиальной, политической коммуникации. В свою очередь, масс-медиальный, политический и другие типы дискурса несомненно оказывают влияние на социально-экономическую и политическую жизнь страны.
В самом начале нашего исследования представляется необходимым дать общую характеристику понятия «дискурс», которое находится в фокусе интересов современного языкознания и ряда гуманитарных наук, в том числе литературоведения, семиотики, социологии, философии, этнологии и антропологии, направленных на изучение различных аспектов функционирования языка.
В языкознании развитие теории дискурса началось в 60-70-х гг. XX века и было связано со стремлением вывести синтаксис за пределы предложения, с разработкой теории речевых актов, в которой речевое действие приравнивается к социальному / предметному действию. Выявлению сущности дискурса способствовал интерес к субъективному аспекту речи (речевому употреблению). В терминологическом значении слово дискурс одним из первых употребил Э. Бенвенист [Степанов 1995: 231]. Широкое распространение термина «дискурс» (фр. discours, англ. discourse) в начале 70-х гг. XX в. российский исследователь Ю.С. Степанов связывает с традициями терминоупотребления национальных языковедческих школ, исследующих один и тот же предмет - структурно-содержательную специфику текста [Степанов 1995: 231]. Первоначально, как подчеркивает Ю.С. Степанов, термин использовался в значении, близком к тому, в каком в русской лингвистике использовался термин «функциональный стиль» (речи или языка). Функциональный стиль означал, во-первых, особый тип текстов и, во-вторых, соответствующие каждому типу текста лексическую систему и грамматику.

Что такое умолчание, что значит умолчание. Умолчание - , умолчания, ср. 1. только ед.  2. Служащий для яркости речи стилистический прием, при к-ром выражение

Исследованию дискурса посвящено множество отечественных и зарубежных работ различных авторов (Т.А. Ван Дейк, 1989; Н.Д. Арутюнова, 1990; J. Habermas, 1992; Ю.С. Степанов, 1995; В.В. Красных, 1998; П. Серио, 1999; Н.К. Данилова, 2001; В.Е. Чернявская, 2001; В.И. Карасик, 2002; М.Л. Макаров, 2003; Е.И. Шейгал, 2004 и др.). Их анализ демонстрирует широкий спектр употребления, а также неоднозначность в толковании данного понятия. Очевидно, что дискурс рассматривается в основном как объект междисциплинарного изучения.
М.Л. Макаров обобщает различные понимания дискурса и выделяет три основных подхода к трактовке этого понятия: формальный, функциональный и ситуативный [Макаров 1998: 68-75]. Формальная интерпретация подразумевает понимание дискурса как сложного целостного образования, по своему объему превосходящего предложение. Функциональное определение дискурса трактует его как речевую актуализацию единиц языка. И, наконец, ситуативное понимание дискурса включает учет социальных, психологических и культурных условий и обстоятельств общения. Таким образом, логичным представляется определение дискурса как «явления промежуточного порядка между речью, общением, языковым поведением, с одной стороны, и фиксируемым текстом, остающимся в «сухом остатке» общения, с другой стороны» [Карасик 2002: 276].
Близким и актуальным для данного исследования является понимание дискурса как сложного коммуникативного явления, включающего наряду с текстом социальный контекст, дающий представление как об участниках коммуникации, так и о процессах производства и восприятия сообщения [ван Дейк 1989: 113].
Очевидно, что реализация различных подходов к исследованию дискурса обнаруживает многоаспектность данного феномена. Так, с точки зрения прагмалингвистики дискурс рассматривается как интерактивная деятельность участников общения, воздействующих друг на друга и реализующих в практике общения разнообразные коммуникативные стратегии с помощью вербальных и невербальных средств. Данный подход направлен на определение способов и каналов общения. Прагмалингвистическое изучение дискурса дополняет социолингвистический подход к его изучению и частично пересекается с ним.

УМОЛЧАНИЕ ср. 1) см. умолчать.  3) Служащий для усиления выразительности речи стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным

С позиций социолингвистики дискурс представляет собой общение людей, принадлежащих к той или иной социальной группе, в рамках некоей типичной речеповеденческой ситуации. Данный подход предполагает изучение участников общения и условий коммуникации в широком социокультурном контексте.
Текстолингвистический подход к изучению дискурса подразумевает собственно лингвистический анализ семантико-синтаксической и лексико-грамматической ткани текстов, являющихся единицами дискурса.
Данные подходы являются взаимодополняющими и могут быть объединены и использованы для комплексного анализа текстов, реализующих тот или иной тип дискурса.
По Дж. Фиску, дискурс - это социально одобренная система репрезентации знаний (например, с помощью терминов, понятий, законов), специально организованная так, чтобы производить тематически определенные значения и обмениваться ими. То есть дискурс - это определенный предмет обсуждения, включенный в социальную и идеологическую ситуации [Пищальникова, Сонин 2009: 230].
Патрик Серио, представитель особого направления исследования текстов, называемого анализом дискурса, выделяет несколько значений слова дискурс:
речь в соссюровском смысле, т.е. любое конкретное высказывание;
в рамках теории высказывания, или прагматики, дискурс - воздействие высказывания на получателя и способы языкового включения этого воздействия в речевую ситуацию;
обозначение системы ограничений, которые накладываются на неограниченное число высказываний в силу определенной социальной или идеологической позиции говорящего (феминистический дискурс, административный дискурс) [Серио 1999: 232] и др.
Следующее определение дискурса представлено В.З. Демьянковым: «Discourse - дискурс, произвольный фрагмент текста, состоящий более чем из одного предложения или независимой части предложения. Часто, но не всегда, концентрируется вокруг некоторого опорного концепта; создает общий контекст, описывающий действующие лица, объекты, обстоятельства, времена, поступки и т.п., определяясь не столько последовательностью предложений, сколько тем общим для создающего дискурс и его интерпретатора миром, который «строится» по ходу развертывания дискурса… Исходная структура для дискурса имеет вид последовательности элементарных пропозиций, связанных между собой логическими отношениями конъюнкции, дизъюнкции и т.п. Элементы дискурса: излагаемые события, их участники, перформативная информация и «не-события», т.е.
а) обстоятельства, сопровождающие события;
б) фон, поясняющий события;
в) оценка участников событий;
г) информация, соотносящая дискурс с событиями» [Демьянков 1982: 7].
Некоторыми авторами дискурс рассматривается как совокупность приемов использования языка для выражения определенных способов мышления, призванных целенаправленно воздействовать на читателя / слушателя, внедряя в его сознание определенную систему представлений [Пищальникова, Сонин 2009: 235].
Для данного исследования самым актуальным является определение дискурса, которое дал отечественный исследователь Ю.С. Степанов: «Дискурс - «это язык в языке», но представленный в виде особой социальной данности … Дискурс существует, прежде всего, и главным образом в текстах, но таких, за которыми встает особая грамматика, особый лексикон, особые правила словоупотребления и синтаксиса, особая семантика, - в конечном счете - особый мир» [Степанов 1998: 676 - 677].
В современной лингвистической литературе выделяют следующие конструктивные признаки дискурса:
дискурс образуется в специфических пространствах (сферах) функционирования языка, призванных аккумулировать и внедрять в сознание членов социума определенные способы мышления.
основная форма существования дискурса - текст, представляющий специфическую картину мира, в том числе виртуального; дискурс не текст, но реализуется в тексте как коммуникативном акте и результате такого акта. В этом смысле следует понимать разграничение дискурса как актуально произнесенного текста и текста как абстрактной грамматической структуры произнесенного.
дискурс не равен функциональному стилю, хотя осуществляется в рамках какого-то определенного стиля.
дискурсивная практика основывается на предположении о наличии специфического адресата и целенаправленно создает его.
дискурс требует особого типа логического анализа, учитывающего систему специфических условий осмысленности высказываний [Пищальникова, Сонин 2009: 236].
Соответственно, выделенные признаки могут связывать текст, в котором реализуется дискурс, с психологическими, идеологическими и другими социокультурными факторами.
Отсюда вытекает еще один аспект определения дискурса как речи, рассматриваемой в качестве

ПРИЕМ литературный-включает все средства и ходы, которыми поэт пользуется при "устроении" (композиции) своего произведения.

УМОЛЧАНИЕ. УМОЛЧАНИЕ — стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком, начатая речь прерываетсяУмолчание относится к синтаксическим фигурам убавления. Пример умолчания: Нет; я хотел… быть может, вы… я думал

3.Взаимодействие умолчания с другими средствами невербальной коммуникации. РАЗДЕЛ П. Коммуникативные функции приёма умолчания.

Приём умолчания в раскрытии образа Ноздрева и Чичикова. Гоголя явились «Мёртвые души». Его писательская биография продолжалась двадцать три года.Как отмечает О. В. Пузанова, впервые прием умолчания получил освещение в стилистике, где он рассматривался как фигура речи

Лингвоэтологическим по своей сути является прием умолчания, на котором построен такой анекдот: Петр Ильич Чайковский, Фредди Меркьюри, Джордж Майкл

Причем элемент приема умолчания А.П.Чехов вставляет и после рассказа о том, что чувствовала княгиня, приезжая в монастырь. Здесь минус-прием играет рольНапример, прием умолчания.  Другой пример - это когда прием умолчания используется для ориентировки в синтаксическом компоненте.

Риторическая фигура, стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограни  Требовать умолчания о ком-л.

(Byron) Характерно, что как стилистический прием, умолчание чаще всего употребляется после придаточных предложений условия.Очень полезно знать то, какими поэтическими приемами пользуется автор.  Умолчание. При умолчании автор намеренно или непроизвольно опускает

На данной странице представлен список статей по теме Литературные приемы и тропы - раздел Теория литературы, Литература.

Наконец, еще один прием психологизма, несколько парадоксальный, на первый взгляд,— прием умолчания.значения слова умолчание в толковых словарях русского языка  3) Служащий для усиления выразительности речи стилистический прием, при котором выражение

Так что, умолчание смело можно отнести и к средству выразительности речи, и к стилистическим приемам.

Стилистический приём умолчания и его реализация в масс-медиальном дискурсе. 1. Понятие и характеристика масс-медиального дискурса.Отметим еще один прием психологизма, несколько парадоксальный на первый взгляд, — это прием умолчания.

Но прием умолчания широко используется и в мелких, частичных, «молекулярных» акциях по манипуляции сознанием.

Особенно сильно и оригинально прием сюжетно значимого умолчания разработан в «Братьях Карамазовых».Однако прием Умолчания Широко используется и вне всяких военных намерений. К примеру, властными структурами в целях поддержания своего имиджа

«Минус-прием» и умолчание. За рамками детализированного изображения находятся не только беглые и суммарные ха-рактеристики, но и всевозможные умолчания

Благодаря этим свойствам прием умолчания почти всегда используется в произведениях детективного жанра, хотя, разумеется, и не только в них.Умолчание. При умолчании автор намеренно или непроизвольно опускает некоторые понятия, а иногда целые фразы и предложения.

Гоголь специально использует приём умолчания в раскрытии данного образа, чтобы создать интригу.

Умолчание о самом существенном. Служащий для яркости речи стилистический прием, при к-ром выражение мысли остается незаконченнымХудожественные приемы в литературе нельзя себе представить без упоминания важнейшего из них - метафоры.

Прием умолчания — излюбленный прием приключенческой литературы. Неизвестные события или их подробности интригуют читателя, создают атмосферу тайны, загадки.

Умолчание в народной примете. Прием умолчания – пожалуй, самая яркая эстетическая особенность жанрообразующая, универсальнаяМесто масс-медиального дискурса в современной системе языка. Основные пути воздействия средств массовой информации. Умолчание как выразительное средство языка и стилистический прием.

Прием умолчания призван активизировать восприятие читателя, восполняющего пробел: ведь в сущности все главное уже сказано.

Умолчание — намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном. Умолчание широко используется при манипулировании сознанием, но проводится скрытно.В современном литературоведении и стилистике явление умолчания и умолчание как стилистический приём (фигура умолчания) не имеет общепризнанного толкования.
При умолчании может использоваться прием усложнения ответа , который дает возможность скрыть реальную информацию.Умолчание – стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком
Прием умолчания является характерной чертой устного типа речи, где лишь ситуация способна раскрыть содержание высказывания.Во время проведения тренингов в группах работников кадровых подразделений с целью изучения тактик умолчания, приемов
Приём умолчания позволяет задуматься читателю, позволяет почувствовать настроение текста.Прием умолчания хорошо работает тогда, когда пропущена часть хорошо знакомого потребителю высказывания или возможны разные варианты пропущенного слова или